Мурзик.Ру  
На главную
  In English
Новости
История
Деятельность
Отчеты
Команда
Партнеры
Друзья
СМИ о нас
Форум
Карта сайта
Поиск
Контакты
Благодарности
Как помочь
Мечты
Рубен Гальего

   
"Социальное сиротство в России сегодня – мифы и реальность" (по материалм пресс-конференции в РИА Новости) (17.11.2005)
Герман Пятов

Социальное сиротство в России сегодня – мифы и реальность

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной темы, сразу хочу отметить, что проблема детей-сирот находящихся в домах ребенка (т.е. сирот грудного возраста), которая в силу определенных причин часто дискутируется в обществе, не составляет значимой части проблемы социального сиротства вообще, т.к. дети грудного возраста, и вообще дети от 0 до 3 лет абсолютно востребованы даже российскими усыновителями. Таким образом, и многочисленные дискуссии о международном усыновлении не имеют отношения к решению проблемы социального сиротства в России сегодня.

Статфакт (по Саратовской области)

В Саратовской области количество детей до 18 лет - 540520, из них сирот - 7769. В 51 интернатном учреждении воспитывается 6092 ребенка, из них сирот - 2898. В 2003 году было усыновлено 299 детей, отдано под опеку 1253 ребенка, передано в приемные семьи - 15 детей, всего устроено в семью - 1567 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2001 г. - 875 детей, в 2002 году - 1545).

В основном усыновляют детей в возрасте до 1 года (86%), от 1 года до 3 лет (8%) и от 3 до 10 лет (6%). Чаще усыновляют мальчиков (52%). Правовые основания к усыновлению: (примечание автора: тут рассматриваются правовые основания к усыновлению, а так как усыновляют 86% детей до 1 года, то это в основном отказники и подкидыши (таких детей в России не более 30 000), основная же масса социальных сирот(сотни тысяч) являются сиротами по решению суда о лишении родительских прав их родителей) отказы одиноких матерей - 47,2%; отказы родителей - 4,3%; отказы матерей, состоящих в браке - 6%; отказы несовершеннолетних матерей - 0,5%; временные отказы - 1,1%; акты о подкидывании - 30,7%; акты об изъятии - 5,4%; решение суда о лишении родительских прав - 4,3%; свидетельство о смерти матери - 0,5%.

Важно также отметить, что нельзя рассматривать проблему социального сиротства в узком смысле проблемы детей-сирот, находящихся на воспитании в государственных (или иных) сиротских учреждениях или в приемных семьях. Так как подавляющее большинство (95%) сирот являются сиротами при живых родителях, (что и определяет статус «социального сироты»), то проблема сирот, находящихся на воспитании в сиротских учреждениях неразрывно связана с проблемой беспризорности и безнадзорности.

Для того, чтобы заниматься решением проблемы социального сиротства (впрочем, как и любой другой проблемы), прежде всего нужно определить существо проблемы и параметры.

                            


Сущность проблемы.

Социальный сирота – это ребенок, который

имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не

занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае

заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети (!), родители

которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не

заботятся о своих детях.

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

 

               Качественные и количественные параметры.

   Количественные параметры: сколько все-таки в России социальных сирот?

Данных о количестве сирот, а также беспризорных и безнадзорных детях  в России на сегодняшний день нет. Разные источники называют разные цифры, при этом не давая никаких подтверждений или называя непроверенные источники. Государственные чиновники приводят различные оценки количества беспризорных и безнадзорных детей. Так, председатель комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны В. Озеров сообщил о 3—5 млн,министр образования РФ — о 100 до 500 тыс. независимые эксперты — о 4 млн.  Министерство образования называет цифру  около 760 000 сирот,  при этом не давая никакой информации о беспризорных и безнадзорных детях.

Иногда можно встретить данные МВД о количестве сирот и беспризорных детях, так, «министр внутренних дел РФ Рашид Нргалиев, сообщил в частности, что по самым приблизительным подсчетам, в стране более 700 тыс детей сирот, 2 млн подростков неграмотны, более 6 млн проживают в социально неблагоприятных условиях. (неграмотный подросток = беспризорный или безнадзорный подросток). «Глава МВД РФ Рашид Нургалиев считает, что Россия в настоящее время переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн, сообщает "Интерфакс" - По его словам, наряду с беспризорностью остро стоит и проблема безнадзорности подростков, оказавшихся без должного родительского внимания, причем на каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребенка. "Сложившаяся ситуация, без сомнения, представляет серьезную опасность для развития нашего общества", - признал министр..»

В 2004 году было зарегистрировано более 154 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними. "К этим данным необходимо добавить еще 60-70 тысяч преступлений, совершенных детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности", - заявил глава МВД.

Рашид Нургалиев связал рост подростковой преступности в стране с большим количеством неблагополучных семей, в которых эти дети воспитываются. "Изучение материалов уголовных дел показывает, что подавляющая часть всех подростков, совершивших преступления, воспитывались в неблагополучных семьях. Оказавшись в трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к своей судьбе, несовершеннолетние пытаются сами решать свои проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами", - заявил глава МВД.

"При этом многие преступления совершаются демонстративно, с проявлениями немотивированной агрессии и цинизма", - добавил он. "В нашей стране в конце 2004 года насчитывалось более 422 тысяч неблагополучных семей, в которых проживает без малого 770 тысяч детей", - отметил министр, напомнив, что это только данные официальных учетов органов социальной защиты населения. По его словам, атмосфера насилия в семье порождает ответное равнодушие, жестокость подростков, провоцирует их уход из дома и бродяжничество. "Сегодня более половины несовершеннолетних, находящихся в местном или федеральном розыске, составляют дети, которые вынуждены были сбежать из дома", - сообщил глава МВД. Он также отметил несогласованность статистических показаний и недостаточную координацию заинтересованных министерств и ведомств с правозащитниками и общественными организациями в рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков.

                      "В 2003 году в подразделения милиции доставлено 619 тысяч несовершеннолетних беспризорных и безнадзорных детей. Большинство из доставленных в милицию детей - 494 тысячи - мы передали родителям", - заявил заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин в ходе итогового заседания Межведомственного оперативного штаба по борьбе с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних, состоявшегося в понедельник в Москве. 

                       Вряд ли можно утверждать, что в милицию доставляются абсолютно все несовершеннолетние беспризорные и безнадзорные дети. Обычно сотрудники милиции обращают внимание на беспризорников и безнадзорных детей, находящихся в общественных местах. Таким образом, можно с уверенностью предположить, что безнадзорные дети, не покидающие районы постоянного проживания родителей-алкоголиков, реже попадают в поле зрения органов опеки и попечительства и органов правопорядка. Особенно это касается таких детей, проживающих в сельской местности.

Анализируя также данные нынешнего министра МВД Рашида Нургалиева, можно с уверенностью предположить, что 2 000 000 подростков, не умеющих читать и писать, относятся к категории беспризорных или безнадзорных детей.  Если принять к сведению заявление  Рашида Нургалиева о том, что «более 6 млн подростков проживают в социально неблагоприятных условиях» то можно предположить, что около 6 миллионов детей относятся к маргинальной социальной среде, и попадают в  категорию беспризорных, безнадзорных или социальных сирот.  Цифра 760 000 сирот, приводимая Министерством образования и цифра 700 000 сирот, приводимая министром МВД Рашидом Нургалиевым, определенно связаны с цифрами в 2 миллиона не умеющих читать подростков и 6 миллионов. живущих в неблагоприятных социальных условиях.  Ребенок из неблагополучной семьи – это потенциальный воспитанник детского дома. Но беда в том, что зачастую судьба таких детей складывается еще хуже, чем детдомовских детей. Воспитанник детского дома во всяком случае обут, одет, накормлен, он получает образование и его время структурировано. Безнадзорный ребенок зачастую лишен помощи со стороны родителей-алкоголиков, и вынужден сам добывать пропитание, и искать кров. О посещении школы в такой ситуации не может идти речи. Зачастую такие дети вовлекаются в криминальную деятельность или сами становятся жертвами преступлений.

         Путь, который проходит безнадзорный или беспризорный ребенок, прежде чем получить официальный статус сироты это еще один довод в пользу того, что статистика социального сиротства не исчерпывается данными Минобраза о 760 000 сирот в России. Это лишь верхушка айсберга, и не дает представления о проблеме в целом.  Чтобы лучше понять, что такое социальное сиротство и его размеры, рассмотрим,  как же ребенок становится социальным сиротой?  Статус сироты дает решение суда о лишении родителей родительских прав. До этого на ребенка должны обратить внимание органы опеки и попечительства, или сотрудники милиции, или хотя бы соседи, которые сообщат об этом в какую-либо официальную инстанцию. В любом случае, изъятие безнадзорного ребенка из семьи или беспризорного ребенка на улице происходит с участием представителей местных органов по защите прав детей и сотрудников милиции с составлением «Акта об изъятии несовершеннолетнего ребенка» (смотрите в частности приложение №1 –«Акт о выявлении безнадзорного (беспризорного) несовершеннолетнего.) После изъятия (или выявления) несовершеннолетний попадает либо в приют, либо в реабилитационный центр, или  на лечение в больницу. В дальнейшем, если  суд лишит его родителей родительских прав, он попадет в детский дом, или интернат для детей-сирот, или в приемную семью, или в детский дом семейного типа. Но в значительно большем проценте случаев ребенка возвращают в семью.Вот тут и кроется статистическая «лазейка». Вернемся к статистике по безнадзорным и беспризорным  детям. "В 2003 году в подразделения милиции доставлено 619 тысяч несовершеннолетних беспризорных и безнадзорных детей. Большинство из доставленных в милицию детей - 494 тысячи - мы передали родителям", - заявил заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин в ходе итогового заседания Межведомственного оперативного штаба по борьбе с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних, состоявшегося в понедельник в Москве.  Как Вы думаете, дети, которых вернули родителям, жили в полноценных семьях, и сбежали из дома ради романтики и приключений?  Конечно нет. Как правило, условия жизни детей, которых изымают из семьи ввиду невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, и условия жизни детей, которых «возвращают в семью», не отличаются кардинальным образом. Просто невозможно всех детей, родители которых спиваются и не выполняют своих родительских функций, изъять из семьи и поместить в сиротское учреждение. Места для всех не хватит. Поэтому изымают, как правило, детей дошкольного или младшего школьного возраста. Детей от 12-ти и старше часто оставляют, как есть, или пристраивают к родственникам. А ведь именно эта возрастная группа составляет подавляющее большинство. Практика возврата не вымысел, об этом свидетельствуют самые разные источники: "В нашей стране в конце 2004 года насчитывалось более 422 тысяч неблагополучных семей, в которых проживает без малого 770 тысяч детей", - отметил министр МВД Рашид Нургалиев, напомнив, что это только данные официальных учетов органов социальной защиты населения. Он напомнил, что в прошлом году за различные нарушения правопорядка в милицию было доставлено более 1 млн несовершеннолетних. К началу 2005 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тысяч детей и подростков.

 

Качественные параметры: какие они, социальные сироты?

Можно выделить несколько категорий детей, попадающих в  поле зрения органов опеки и попечительства, органов милиции и т.п.:

1. Дети, родители которых  злоупотребляют алкоголем или наркотиками. имеющие проблемы с правоохранительными органами; и т.п.

2. Дети, родители которых имеют выраженные материальные и социальные проблемы (малоимущие и/или безработные; не имеющие собственной жилплощади).

3. Дети из распадающихся семей.

4. Дети, потерявшие родственников, ранее заботившихся о ребенке (когда фактическая забота о ребенке исходила не от родителя, а от другого родственника, например, от бабушки).

5. Дети, родители которых временно находятся в больницах (соматических или психиатрических), тюрьмах, др. учреждениях;

6.Дети душевнобольных родителей, которые в силу своего состояния не могут осуществлять заботу о ребенке.

Возрастной состав детей-сирот: данных еще меньше, чем о количестве. По сиротским учреждениям: 77,5% дети от 7 до 15-ти лет, 10% - старше 16-ти. Дети от 3 до 7 лет - около 5%, итого: 92,5% - дети старше 3 лет. Усыновляют же детей до 3 лет.

                            


Перспектива.

Не стоит испытывать иллюзии относительно того,  что самая лучшая форма обустройства сирот – это семья. Большинство детей-сирот и безнадзорных детей – дети школьного возраста, и не только имеют родителей, но и поддерживают с ними контакт. По этой причине некоторые из них просто отказываются от помещения в приемную семью. Даже если ребенок согласен жить в приемной семье, он испытывает массу проблем с адаптацией в новых условиях. Приемные родители, попечители или опекуны как правило, не имеют специального образования, и испытывают колоссальные трудности при общении с таким ребенком, что иногда становится причиной возврата ребенка в сиротское учреждение. Для того, чтобы поместить уже достаточно большого  ребенка в семью, нужно готовить и ребенка, и приемных родителей (опекунов, попечителей). То, о чем докладывает официальная статистика  Минобраза – это немного другое опекунство. Вот, данные лаборатории социального сиротства НИИ Детства РДФ: «Опекунами в подавляющем большинстве становятся бабушки ребенка (88%), в меньшем (12%) - дедушки. Посторонних граждан среди опекунов не более 2%». Т.е. ребенок фактически остается в неблагоприятных условиях. А вот цитата из выступления Апатенко С.Н (директор департаменты соцзащиты детей Минобраза): «Согласно статистическим данным ежегодно в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляется около 40 тыс. детей, что составляет порядка 30% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных и учтенных в течение года, а в семьи граждан – до 70% детей, оставшихся без попечения родителей.»   Как звучит: «а в семьи граждан – до 70% детей, оставшихся без попечения родителей»!!!  Но только что выше я привел цитату из комментариев специалистов той же структуры, где прямо сказано, что 88% этих самых «граждан» - престарелые бабушки тех самых безнадзорных детей. «Отсюда следует, что опека сложилась как форма устройства ребенка в семью родственников (!!!), которые не хотят оставить его в беде, отдать в интернат. Чаще всего опекун является пенсионером (20% старше 70 лет, 40% от 50 до 60 лет.) А это означает, что в массе своей опекунские семьи нуждаются в постоянной индивидуальной поддержке и помощи, даже если они об этом не просят. Это должна быть и материальная поддержка, особенно семей, где дети не получают пособие, так как только около 30% опекунов сказало, что не нуждается в помощи. Почти 40% обследованных семей живут в крайней бедности. У детей нет условий для игр, занятий, нет даже нормального питания. Отмечается очень бедная обстановка в квартирах, минимум одежды. Иногда даже дети спят вместе с бабушками, так как нет средств для покупки еще одной кровати.» 

«В прошедшем 2004 г. на воспитание в семьи было передано 100394 ребенка. Из них 80,1% (80443) передано под опеку (попечительство); 3,5% (3517) - в приемные семьи; 16,4% (16434)- на усыновление.»   Рассмотрим эту цифру:  80,1% (80443) передано под опеку (попечительство). Как мы уже знаем, из этих 80443 в 88% детей взяли бабушки, и в 12% - дедушки, и только в 2% - другие граждане. Цифра передачи в приемные семьи сопоставима с цифрами патроната, а возможно, она и есть (3,5%).  Теперь смотрим на усыновление: 16,4% (16434) детей. Теперь смотрим опять статистику того же Минобраза: «2004 г. общее количество детей, усыновленных иностранными гражданами, составило 9,4 тыс. человек, что превышает число усыновлений посторонними российскими гражданами, которые усыновили 6,9 тыс. детей.» Прибавили 9400 усыновленных иностранцами и 6900 россиянами, получили 16300 детей. Теперь смотрим какого возраста были эти дети:

vozrastusinovdetej

совершенно очевидно, что из 16300 усыновленных детей  более 90% - это дети до 7 лет. Это постоянная тенденция, вот почему усыновление не может никоим образом решить проблему социального сиротства в России.

 

 

 На приведенных примерах мы видим, что государство практически не занимается стратегическими разработками в области решения проблемы социального сиротства. Декларируя семейные формы устройства социальных сирот как основной способ решения проблемы сиротства, чиновники из Минобраза выдают как результат собственных усилий семейное  устройство безнадзорных и беспризорных детей (рапортуют, что «70% безнадзорных детей передано в семью»!!!) На самом деле то, что большая часть выявленных беспризорных и безнадзорных детей устраивается в семьи - результат простого  нежелания бабушек и дедушек отдавать своих безнадзорных внуков и внучек в детский дом.  Цитирую (!): «Опекунами в подавляющем большинстве становятся бабушки ребенка (88%), в меньшем (12%) - дедушки. Посторонних граждан среди опекунов не более 2%. Отсюда следует, что опека сложилась как форма устройства ребенка в семью родственников, которые не хотят оставить его в беде, отдать в интернат.» ( по данным лаборатории социального сиротства НИИ детства, т.е. учреждения системы Минобраза).    Можно, конечно, возразить: ну, все равно семья же!  Можно. Но ведь когда речь  идет о том, что мы решим проблему социального сиротства применением семейных форм обустройства (опека, патронат, попечительство, приемная семья, усыновление), мы имеем ввиду не семьи родственников. Там, где родственники могут взять ребенка, они его берут. А социальными сиротами становятся те дети, которых уже никто не взял! И если говорить о семейной форме устройства социальных сирот, то это посторонние люди, а таких усыновителей или опекунов у нас мизер!

Самое печальное в этом явлении то, что государственные структуры подхватывают крики некомпетентных политиков и общественных деятелей о том, что от  системы государственных сиротских учреждений нужно отказаться, а детей «раздать по семьям». Это приводит к тому, что детские дома и интернаты хуже финансируются, а государственные деньги тратятся на дутые прожекты.

Еще из выступления директора Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей, на Всероссийском совещании-семинаре по охране прав детей Минобрнауки РФ Апатенко: «Наблюдается рост количества учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во многих регионах сдаваемые в эксплуатацию интернатные учреждения оказываются полностью укомплектованными уже на момент официального открытия.» …… и далее: «Пристальное внимание следует уделить и ситуации в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее важными в этом направлении представляются разукрупнение учреждений, создание в них атмосферы, наиболее приближенной к домашней; комплектование разновозрастных и семейных групп;…»   Да кто бы спорил!!!  Хорошо бы «разукрупнить», создать детские дома семейного типа, а еще лучше – раздать по семьям! Да вот беда – нет желающих принять в семью детей в младшем подростковом и подростковом возрасте, уже познавших свободу беспризорной жизни. Да и дети не всегда хотят!  И денег не хватает на существующие детдома, а не то что на «разукрупнение». При таком количестве латентных сирот, безнадзорных и беспризорных детей, не охваченных государством, нужно не разукрупнять, а строить большие интернаты, и хорошо их оснащать. Потому что пока идет обсуждение, мы потеряем несколько миллионов детей в нашей и так не богатой сегодня человеческими ресурсами стране.

                                 


Резюме:

1.                    Социальный сирота, уже находящийся на воспитании в сиротском учреждении, ничем не отличается от того безнадзорного ребенка, который еще не получил юридического статуса сироты, по причине того, что до него не добрались органы опеки. Они по сути одно и то же, с той лишь разницей, что тот, который в детдоме, уже имеет крышу над головой, регулярное питание, одежду, учится, и жизнь его хоть как-то организована.

2.                    Безнадзорные и беспризорные дети составляют латентное (скрытое) социальное сиротство.

3.                    Общее количество социальных сирот (вместе с латентными)  – от 4 до 6 миллионов.

4.                    Латентное социальное сиротство представляет еще большую опасность, чем явное, т.к. латентные сироты лишены воспитания, образования, медицинской помощи, питания и одежды. Латентные сироты чаще болеют, чаще гибнут, и неминуемо криминализуются. Подчеркивая взаимосвязь беспризорности как питающей среды преступлений, Борис Грызлов сказал: "Сегодня у нас 2,5 миллиона беспризорников, а завтра - столько же преступников".(на заседании коллегии МВД России, где рассматривались проблемы беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.) Т.к. они не охвачены ни надзором государства, ни надзором общественных организаций, никто не знает точно, сколько их, и какова их судьба.  Чиновникам не выгодно признавать и учитывать латентное сиротство, т.к. его размеры слишком велики, и они не знают, как бороться с этим явлением.

5.                    Ни семейные формы устройства сирот, ни международное усыновление не могут решить проблему социального сиротства, тем более латентного. Семейные формы устройства как в РФ, так и усыновление за рубеж охватывают преимущественно сирот от 0 до 3 лет, в очень небольшой степени детей от 3 до 7 лет, и практически не касаются детей старше 7 лет. И это только по официально зарегистрированным сиротам, а латентными сиротами вообще никто не занимается.

6.                    Для того, чтобы сделать хоть какие-то осмысленные шаги для решения проблемы социального сиротства, государство для начала должно осознать и признать размах и глубину проблемы, а не пытаться «прятать голову в песок». Далее, нужно признать, что на сегодняшний день альтернативы детским домам и интернатам нет, сколько бы не кричали об этом правозащитники и иже с ними.  Далее нужно больше работать с выявлением безнадзорных и беспризорных детей. Нужно создавать новые сиротские учреждения и улучшать работу в них, чтобы они не превращались в «резервации».   Важно помнить, что у России есть немалый опыт решения проблемы сиротства, и есть все возможности сделать из сирот полноценных граждан нашей Родины.

Назад
 
 
Новости | История | Деятельность | Отчеты | Команда | Партнеры
Друзья | СМИ о нас | Форум | Карта сайта | Поиск | Контакты
Благодарности | Как помочь | Мечты | Рубен Гальего
Мурзик.Ру
  Copyright © 1999 – 2009 Герман Пятов