Вчера почти два часа разговаривал по телефону с женщиной, которая согласилась взять на патронат одного из выпускников - девятиклассников.
Паренек непростой, с заморочками, но мыслитель, хочет быть программистом, этим и обусловлено мое желание пристроить его в Москве, ибо у себя в интернате он шансов не имеет. А нереализованные шансы при таких амбициях - верный путь к тому, чтобы спиться.
Для того чтобы избежать приема в семью "в слепую", я организовал приезд этого паренька в Москву, в гости к принимающей стороне. Он провел в Москве всего то 2 дня, но этого хватило, чтобы у женщины пропало желание его "увнучивать". Причины такого разочарования я и выслушивал почти 2 часа.
На самом деле ничего там такого страшного нет, обычный пацан, с обычным для 17-ти лет поведением. Проблема в том, что большинство людей, которые хотят помочь сиротам, но не имеют опыта общения с такими детьми, рисуют себе образы этаких ангелочков, которые тут же воспылают неугасимой благодарностью к своему опекуну (попечителю, наставнику, патрону и т.д.) Тем сильнее их разочарование при непосредственном общении с социальными сиротами.
И тут дело не только в том, что воспитанники сиротских учреждений другие - это, конечно, тоже есть, но, друзья, а что, домашние дети в подростковом и юношеском возрасте ведут себя иначе? Не даром возраст от 12-13 до 17-18 назван "трудным".
Вы можете спросить: "но есть же дети более покладистого возраста?" Да, есть, только в детских домах их немного, т.к. большинство детей попадают в детдом из неблагополучных семей, при живых родителях. Происходит это не "вдруг", а пока ситуация созреет, семья станет явно неблагополучной, пока это заметят окружающие, пока это дойдет до компетентных органов (органов опеки и инспекции по делам несовершеннолетних), и те предпримут необходимые действия, проходят годы, и ребенку уже 11-12, а иногда и 14-15 лет.
Тот же невеликий процент сирот, которые попадают в сиротское учреждение в младенческом возрасте (от 0 до 3-4 лет), в очень большом проценте усыновляются - прежде всего нашими, российскими усыновителями. Т.е. усыновляются почти все дети, которые могут быть усыновлены, ибо их не так уж много (всего 5% от общего числа сирот) и они очень востребованы парами, которые по тем или иным причинам не могут иметь своих детей.
Другая группа детей - от 4 лет и до 7-8 - усыновляются реже, но зато их охотно берут на патронат. Их усыновляют реже и наши усыновители, и иностранные, все сказки о том, что иностранцы берут детей всех возрастов - не более чем сказки. Там люди тоже хотят ребенка для себя, а не себя для ребенка.
Остаются дети от 9 лет и старше. Как я уже говорил, младших изначально меньше, и тех, кто поспокойнее, покоммуникабельнее, с наступлением кризиса тоже стали брать в семьи на патронат, или в иную форму семейного воспитания - тут уже сыграл роль экономический фактор.
В итоге, на сегодняшний день в сиротских учреждениях от 70 до 90% воспитанников - старше 12 лет. Т.е. самый трудный возраст. Ну, а если на этот трудный возраст еще накладывается специфика психологии и поведения социального сироты, то мы имеем достаточно сложный континент.
Тем не менее, мой 12-тилетний опыт общения и работы с этими детьми говорит о том, что с ними вполне можно иметь дело, и из них может получиться толк, если знать к ним подход.
Но вернемся к нашему девятикласснику и женщине, которая его хочет принять у себя. Я ее заранее предупредил, что парень не совсем обычный, не "душа нараспашку", но думающий, имеет разряд по шахматам (чуть ли не кандидат в мастера спорта, что для детских домов просто уникально), читает много, разбирается в компьютере, хотя особого доступа у них там нет - пару раз в неделю ходят в компьютерный класс. Для этой женщины это был подходящий вариант, т.к. она давно хотела какого-нибудь мальчика, примерно этого возраста (сама она уже пенсионерка, но весьма бодрая, своих детей нет, некоторое время воспитывала племянника). К тому же она женщина интеллигентная, работала переводчиком в серьезных государственных структурах, и, очевидно, ей тоже не с каждым было бы интересно общаться.
Итак, рассмотрим подробнее, что же её напрягло за столь короткий период общения с нашим подопечным. Назову её, для простоты, "Лютеция Оттоюшминальдовна"
1.Лютеция Оттоюшминальдовна: "Он такой разборчивый в еде, он не все ест"
Мой ответ ей (сильно совращенный, конечно)
Герман: "Дело в том, что в интернатах и детских домах их рацион очень ограничен, их годами кормят определенным перечнем блюд. Некоторые блюда они видеть не могут, и в своей столовке не едят, просто оставляют. Поэтому, могло просто так совпасть, что-то, что вы приготовили, оказалось из этого перечня. Этот парень в составе группы из своего интерната был у нас в реабилитационном центре. Я с ними провожу столько времени, сколько проводят отцы со своими детьми. С той лишь разницей, что дети идут в школу, а папа - на работу, а в нашем реабилитационном центре и они и я идут на работу. Правда, возвращаемся в разное время. Так вот, я не заметил, чтобы кто-то критически ничего не ел. Бывают случаи индивидуальной непереносимости продуктов (аллергия на апельсины), но они заранее выясняются.
У нас построено так, что дети сами составляют меню, и сами готовят. Соответственно, там не может быть того, что они не едят. Мы, конечно же, не даем им питаться только чипсами, бутербродами и конфетами. Чипсов вообще нет в рационе, бутерброды и конфеты есть, но в разумных количествах. Остальные блюда и продукты не представляют собой ничего экзотического. Подавляющее большинство отдают предпочтение тому, чем их вообще не кормят в детдоме (интернате) - пельмени, сосиски. Вообще, перечень продуктов, которые мы закупаем, очень большой, но экстраординарного ничего нет, достаточно сказать, что мы кормим ребят исходя из государственных норм - 150-160 рублей в день. Вы, может быть, не поверите, но это очень много, они столько не съедают!
2.Лютеция Оттоюшминальдовна: "Ну, мне так показалось, что мальчик так настроен, что я буду его тут обслуживать"
Герман: "Я не думаю, что он действительно ждет, что его будут обслуживать. Когда они были в реабилитационном центре, то их было 2 мальчика и 6 девочек. При опросе выяснилось, что мальчики почти не умеют готовить. В этой связи я порекомендовал им готовить не только в дни своего дежурства (они готовят по двое) но и в выходные дни готовить сложные обеденные блюда. Никаких возражений не было, они прекрасно справлялись, и за две недели необходимый минимум навыков получили. Его пассивность в этом отношении у нее дома была связана с тем, что ему не были определены рамки его инициативы. Парню было сказано, что он едет в гости, познакомиться. Кому придет в голову в гостях кидаться готовить, или мыть полы? А если он будет жить постоянно, то тут вообще проблем нет, если он чего-то не умеет, то вы ему просто объясняете, а делает он все сам. Нужно просто наблюдать, и поправлять».
3.Лютеция Оттоюшминальдовна: "Я обратила внимание, что он приходит с улицы - не моет руки. И в душ он не идет, пока не скажешь"
Герман: "Ну, а чего еще ожидать от парня, который живет в интернате для сирот с 7-ми лет. Вообще-то, в большинстве интернатов нормальные условия для того, чтобы принять душ, и помыть руки, но вот в его интернате - одна ногомойка на 20 человек, а душа вообще нет. Они ходят раз в неделю в баню, и все. Ногомойка - это такой поддон, типа душевого, но без стенок, но душевого шланга там нет - просто кран на уровне середины бедра. Чтобы помыться в ней, они вынуждены садиться - даже не на корточки, а на ягодицы, подлазить под эту ногомойку, и так мыться. Еще и момент выбрать, когда она свободна - 20 человек ведь, а ногомойка одна. У нас, в реабилитационном центре, они прекрасно ходили в душ, и руки мыли, и т.д. Возможно, он просто стеснялся, еще не освоился. Когда дети приезжают к нам, мы проговариваем все возможные вопросы сразу, а потом по ходу еще объясняем, что нужно.
Итого, этот блок вопросов, который можно отнести к бытовым, вообще никаких проблем не представляет. Тут просто нужно четко регламентировать взаимоотношения. Вы, как взрослый человек, должны четко определить круг его прав и обязанностей, а он все будет выполнять. Ему же 17 лет, взрослый человек. У меня они все делают, 2 раза говорить не приходится. Голос я не повышаю, и не люблю, когда это делают воспитатели. Нужно просто четко и внятно объяснять.
Следующий блок вопросов касался психологии взаимоотношений.
3.Лютеция Оттоюшминальдовна: "Он очень много говорит по мобильному телефону!"
Герман... Продолжение следует.
P.S. кстати, на сегодняшний день это самый востребованный вид помощи - взять выпускника на патронат. Им то нужно всего год-два, чтобы "на крыло" встать. Мы выбираем лучших, которым нет возможности реализовать себя в глубинке. В тоже время, есть бодрые пенсионерки, подобные нашей героине, которые живут одни, им скучно, и жилплощадь позволяет.
Так что кто интересуется - пишите. |