Мурзик.Ру  
На главную
  In English
Новости
История
Деятельность
Отчеты
Команда
Партнеры
Друзья
СМИ о нас
Форум
Карта сайта
Поиск
Контакты
Благодарности
Как помочь
Мечты
Рубен Гальего

   
Доклад на пресс конференции в РИА Новости «Положение детей в Российской федерации как проблема национальной безопасности». (29.05.2007)
Герман Пятов

Герман Пятов.

Доклад на пресс-конференции в РИА Новости 29 мая 2007 года.

«Положение детей в Российской федерации как

проблема национальной безопасности».

                  

Немного цифр: в России 800 000 официально зарегистрированных сирот. Из них около 260 000 воспитываются в сиротских учреждениях. Считается, что остальные сироты передаются на воспитание в семьи, но на самом деле закрепляется опека за бабушками и дедушками (80-90%). По разным данным, несколько миллионов детей являются безнадзорными.

Тезис 1. Положение детей в любой стране является фактором её национальной безопасности.

В России дети, как только достигнут совершеннолетия, т.е. 18-ти лет, становятся солдатами. А чуть позже – офицерами. А солдаты и офицеры – это прямая, а не косвенная безопасность страны.

Здоровье детей – это здоровье нации, а здоровье нации – это её безопасность. И не только связанная с воинской обязанностью. А здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Тезис 2. Геополитическое положение России диктует особенности демографических факторов государственной безопасности.

Мы – Россия, мы – не Китай. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «что китайцу хорошо, то русскому – смерть!»

Поясню. Нас всего лишь 140 миллионов – и на такую территорию. Поэтому перед нами стоят серьезные задачи, и прежде всего: а) размножаться, т.е. рожать детей, и б) улучшать качество человеческих ресурсов. Нам, чтобы удерживать, контролировать, и развивать такую огромную территорию, нужно не 140 миллионов, а в несколько раз больше. Хорошо бы столько, сколько китайцев. Но это в 10 раз больше, чем нас сейчас, и, следовательно, нереально в короткие сроки (разве что китайцы сами придут, и заделаются «россиянами»).

Значит, нам остается  улучшать себя качественно, т.е. стать такими, чтобы один русский стоил 10-ти китайцев. Как этого добиться – я к этому еще вернусь, чуть позже. Китайцев беру для сопоставления, потому что они могут себе позволить то, чего не можем позволить себе мы:

китайцы  могут не волноваться по поводу низкой рождаемости,

китайцы могут не волноваться по поводу того, что у них 1-е место в мире по

международному усыновлению (у нас – 2-е!)

китайцы могут не переживать сильно по поводу смертности, и болезней (в

демографическом плане, конечно!)

А вот у нас все с точностью до наоборот!

 

Тезис 3. Наиболее значимыми факторами, влияющими на безопасность России являются состояние здоровья, воспитание, образование, социально-психологическая адаптация детей и подростков.

                                Здоровье. Здоровье детей (как и взрослых), определяется такими факторами, как социально-бытовые условия, и медицинское обслуживание. 

                                Воспитание. Воспитание в семье, дошкольное, школьное, и т.д.

                                Образование. Дошкольное, начальное, среднее полное, профессиональное, высшее.

                                Социально-психологическая адаптация.

Она является производной 3-х предыдущих, т.к. психическая и социальные

составляющие личности определяются и состоянием здоровья, и условиями, в

которых рос, воспитывался и обучался ребенок.

 

По данным доклада ЮНЕСКО:

В среднем в России только 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Большая часть искусственных абортов приходится на группу 15 – 24 лет. Кроме того, в этой категории растет число работников коммерческого секса, что влечет за собой рост заболеваемости ВИЧ/СПИДа и других ИППП.

С экономической точки зрения вторичные заболевания, а впоследствии и СПИД, со временем приводят к сокращению участия молодого поколения в трудовой деятельности, которое при других обстоятельствах принимало бы участие в трудовой деятельности гораздо более длительное время и (или) продолжало бы вносить свой вклад в приумножение человеческого капитала и профессиональных знаний и навыков.

Очень высокий уровень психических заболеваний и травматизма.

 

Тезис 4. На здоровье детей, как состояние полного физического, психического и социального благополучия оказывают влияние такие явления, как беспризорность и безнадзорность.

Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие  дети  составляют не более 1/10 от числа  безнадзорных , к которым согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц.

Существуют проблемы с определением точного числа таких детей. Вот данные из «Национального доклада «Состояние и развитие системы среднего и общего образования в Российской Федерации»» за 2006 год:

«Обратная сторона вопроса об участии детей в образовании на его обязательной ступени - необучающиеся дети.Информация о детях, не вовлеченных в систему образования по социальным причинам (беспризорники, дети из социально неблагополучных семей, сироты и дети, оставшиеся без попечения), не особенно достоверна. В различных исследованиях приводятся самые разнообразные оценки — от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов. Более или менее надежная оценка численности детей, не вовлеченных в образование, основанная на данных переписи и повозрастных охватах всеми видами образования, дает в 2003 г. цифру 709 тыс. детей в возрасте 7–15 лет, что составляет 4% населения данной возрастной группы. В любом случае эта проблема существует. И, судя по всему, доля детей, не вовлеченных в образование, если и сокращается, то очень медленно. Уровень участия детей в образовании на его обязательной ступени обусловлен социальными причинами и зависит от политики региональных властей и их внимания к вопросам образования. Заниженная оценка в данном случае – не злой умысел. Она вызвана сложностью учета детей, не посещающих школу, с которой сталкиваются все страны. Это обусловлено многими причинами: в частности, для того чтобы ребенок попал в число не вовлеченных в образование, он должен быть зафиксирован системой образования, внутренних дел или социальной защиты. Те же дети, которые не прошли по документам, для учета не существуют»

По данным МВД России, за 2002-2004 годы выявлено 2,2 млн. безнадзорных детей, из которых в специализированные учреждения были направлены только 289,1 тысяч (!)

Заместитель Генерального прокурора РФ Сергей Николаевич Фридинский: «Дело в том, что общие цифры статистики весьма относительны в силу того, что единого банка данных у нас, к сожалению, нет. А все статистические данные, имеющиеся в отдельных министерствах (например, в министерствах образования, культуры или внутренних дел), содержат сведения только о тех категориях, учет которых в части возложен на них соответствующими методическими рекомендациями или инструкциями в этих министерствах. Поэтому эти сведения далеко не отражают реального положения дел. И все-таки, исходя из сводных цифр этой статистики, мы апеллируем количеством примерно 1, 5 - около 2 миллионов беспризорных и безнадзорных. Это по учетам, а фактически эта цифра приближается к 4 миллионам.»

Тезис 5. Наиболее уязвимыми по показателям здоровья и образования являются жители сельской местности.

Это главный тезис. Хотя по статистике на селе живет 27% россиян, к ним нужно прибавить жителей поселков городского типа – 7,2%, малых городов – до 50 тыс. жителей – 11,5%  и от 50 до 100 тыс. – 7,6%, что составляет в сумме 53% населения. Сразу подчеркну, что возможные оппоненты будут оспаривать то, что я к этой группе отнес и города с населением от 50 до 100 тыс. человек. Но во-первых, мой опыт работы в таких городах показывает, что там социально – экономическая ситуация не сильно отличается от сельской местности, а иногда бывает даже хуже, т.к. у жителей таких городов нет возможности выживать за счет приусадебных участков. Яркий пример – город Рыбинск Ярославской области – 260 000 населения. Во-вторых, даже если не относить их к рассматриваемой группе, все равно у нас 46%, т.е. почти половина населения страны.

Почему я считаю жителей сельской местности и малых городов наиболее уязвимыми? Дело в том,  что

- в сельской местности охват детей дошкольными учреждениями (детскими садами) составляет всего 36%

- в сельской местности половина школ не имеет канализации, водопровода, или еще по каким-то показателям не соответствует требованиям СЭС, что приводит к их закрытию.

И школы, и детские сады на селе – это не просто учреждения системы образования, это можно сказать, центр цивилизации. Тут дети проводят большую часть времени, получая не только образование, но и воспитание, а также социально – психологическую адаптацию. Это весьма важно т.к. в сельской местности алкоголизм среди взрослого населения массовый, и если родители не выполняют своих функций по воспитанию детей, то эти функции перекладываются на  детские сады и школы.

Поэтому, если детские сады и школы на селе, не имея всех удобств, закрываются, дети становятся безнадзорными.

Резюме: Факторы, до такой степени неблагоприятно сказывающиеся на положении детей, что это создает угрозу национальной безопасности России, наиболее остро выражены в сельской местности и малых городах (населенных пунктах до 100 тыс. чел.), что связано с социально-экономическим положением жителей, отсутствием или слабым развитием инфраструктуры, большей затратностью образования и медицинского обслуживания, нехваткой или отсутствием специалистов.

 

Что делать?

I.                                  Прежде всего нужно оценить явление количественно. Отсутствуют данные о том, какой процент жителей сельской местности и малых городов страдает алкоголизмом в последней, 3-й стадии (энцефалопатической), и сколько у нас безнадзорных детей.

II.                               Озвучить проблему! Нужно информировать общество, только тогда оно сможет участвовать в решении проблемы.

 

III.                             Что делать с выявленными безнадзорными детьми. Это самая трудная часть, и вряд ли можно требовать от меня готовых рецептов решения этой проблемы, в то время, как её не может решить государство со всеми своими ресурсами. Тем не менее я бы предложил следующий дифференцированный подход. При запущенных случаях ребенка нужно изымать из семьи. Если родители потеряли человеческий облик, то ждать нечего. Практика показывает, что чем раньше ребенка изъяли из такой семьи, тем лучше. Меньше страдает его здоровье, психика, меньше педагогическая запущенность. Если ситуация позволяет оставить ребенка в семье, нужно постоянно контролировать ситуацию. Для этого нужно закреплять за такими детьми педагогов из тех же сельских школ. Нужно создавать группы продленного дня, а в детских садах – круглосуточный режим.

 

IV.                            Привести состояние дошкольных и школьных учреждений системы образования в соответствие с требованиями СЭС. Это поможет обеспечить профилактику безнадзорности.

 

Что нужно, чтобы всё это работало?

1.      Нужно создать отдельный орган, который будет заниматься только вопросами беспризорности, безнадзорности, латентного и явного социального сиротства. У нас эти функции сейчас «размазаны» на несколько ведомств, и в этом вся проблема. Обсуждаемая проблема носит чрезвычайный характер, поэтому и меры должны быть чрезвычайными. Т.е. нужна ВЧК – Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и сиротством.

2.      Нужно четко проработать и сформулировать критерии оценки положения ребенка в семье, и механизм принятия решения. Т.е. в каких случаях ребенок изымается, в каких – оставляется.

3.      Поддерживать существующие сиротские учреждения, а не закрывать их, как это обещают некоторые особо ретивые чиновники.

4.      Развивать все формы устройства детей – и семейные, и другие. Конечно, устройство детей в семью представляется самым желательным вариантом, но к сожалению, тут реальные успехи пока что невелики.

5.      Привлечь к решению этой проблемы Русскую Православную Церковь, т.к. проблема,  о которой мы говорим, на 99,9% затрагивает именно этнически русское, православное население. Я бы на законодательном уровне закрепил духовное воспитание в сиротских учреждениях. Опять же, в сельской местности подчас единственные, кто занимается вопросами образования, просвещения, и духовного воспитания подрастающего поколения это школьный учитель и приходской священник.

6.      Увеличить заработную плату учителей в 2-3 раза. Кадры решают все, если этого не сделать, мы останемся без специалистов в сфере образования.

7.      Увеличить штат сотрудников с органах опеки и попечительства.

8.      Поддерживать создание и развитие бизнеса в сельской местности и малых городах.

Назад
 
 
Новости | История | Деятельность | Отчеты | Команда | Партнеры
Друзья | СМИ о нас | Форум | Карта сайта | Поиск | Контакты
Благодарности | Как помочь | Мечты | Рубен Гальего
Мурзик.Ру
  Copyright © 1999 – 2009 Герман Пятов