Rambler's Top100
МУРЗИК.РУ Поиск на сайте


на Главную
НОВОСТИ
ОТЧЕТЫ
АКЦИИ
ПЛАНЫ
О ПРОЕКТЕ
ИСТОРИЯ
КОМАНДА
НАШИ ДРУЗЬЯ
МЕЧТЫ
PR
ПОЧТА
КОНФЕРЕНЦИЯ
МУРЛАНДИЯ
ССЫЛКИ
www.murzik.ru - Мурзики помогают детям

   
Отчеты

«Длительная поездка в Рыбинск и ее цель»
(31 декабря 2002  –  12 января 2003)

Автор:  Кот Баюн  (в миру – Макс Годзи).

Основная цель моего пребывания в Рыбинске была провести 8 занятий по компьютерной грамотности у детей 72-го и 6-го ДД (с 04.01.2003 по 11.01.2003). Уезжал туда я с Ярославского вокзала с Dr. Alex'ом и его женой на скоростном экспрессе Москва-Ярославль. Утром этот экспресс домчал нас до Ярославля, откуда нам предстояло добраться до Рыбинска на автобусе или такси.

Приехав на вокзал Ярославля, мы стали искать способ добраться до города Рыбинска. На улице было не жарко и шел неприятный снег. На этом вокзале стояли частные такси, а автобусы, как выяснилось, ходили с другого вокзала (их там два). Таксист, стоявший возле своей машины, нагло заявил: «900 рублей и вы в Рыбинске!». Наше решение было ехать на другой вокзал и добираться до Рыбинска на автобусе.

Сев на маршрутку, мы доехали до иного вокзала, там выяснилось, что автобус был забронирован, следующий в 18 часов и мест нет! Голодные и жутко уставшие, мы пошли есть в МакДоналдс напротив вокзала. Поев, набравшись сил, решили ехать обратно к первому вокзалу, а там такси, электричка или перекладные автобусы.

Такси до вокзала мы поймали нескоро, но здесь нам повезло. Таксист сказал, что обычно такси до Рыбинска едет за 400 рублей, и он поинтересовался у нас, сколько с нас хотят взять 31 декабря. Мы дружно сказали, что нашли бы такси за 500 рублей. Этот таксист решил обогнать своих конкурентов и сам повез нас в Рыбинск за эту сумму, за что ему и спасибо.

О том, что было на сам Новый Год, я думаю сказано довольно много в других отчетах, но о том, что именно было после него, вы сможете узнать сейчас.

Для начала занятий мне нужно было собрать компы с 1, 6 и 72 д/домов, затем разместить их в помещении 72-го ДД, где и должны были начаться занятия. Для занятий было выделено помещение 4-й группы 72-го детдома, которое было свободно. Компы мне привезли уже 4-го числа и можно было начать занятия. Из всех компов было только два рабочих. Один из которых не грузился, но казалось можно починить. Остальные компьютеры бездыханной грудой лежали на полу и ждали своей очереди по ремонту. Из запчастей было два нерабочих харда и много нерабочей магнитооптики, а также рабочие модули SIMM.

Итак 13 часов, у меня в руках список группы и занятие началось. Список был составлен руководством детдома по моей просьбе и в него вошли все, кто хочет или может, т. е. самые толковые ребята со всех групп, кроме младших. Как выяснилось, многие записались, думая, что эти 1.5 часа мы будем играть... Они ошибались и это было учтено: в этом списке было 20 человек, а после отсева осталось... 9 самых-самых. Вот вам и процент старательных и способных людей из всего детского дома, прошедших обучение и не отсеяных!

Глядя в список, я проверил, кто из списка есть, а кого нет. Ребята сказали, что многих нет, но появятся потом. 4-го числа самые «лучшие» воспитанники поехали на елку в Ярославль. Это в кавычках, т. к. потом многие из этих людей прогуливали занятия или просто отказывались (наверное, думая, что знают компьютер лучше дядюшки Билла), но это не беда, т. к. толковые представители все равно остались. Надо заметить, что 9 лучших человек из 8-ми занятий были почти на всех, а это показатель.

Ну да ладно, занятие началось. Я сразу произнес, что играть они будут только после занятия и только те три человека, которых я выберу, а именно те, кто хорошо проявил себя на занятии. Так и было. Первое занятие – рассказываю, что есть монитор, системный блок, в чем его отличие от корпуса и т. д. Общие функции компов и что такое Soft и Hard. Разбираем нерабочую клаву, мышку, заставляю их учить термины: материнская плата, слоты, процессор, оперативная память, жесткий диск и пр. Термины они записывают в свои тетради, которые я попросил принести.

Они пригруженные уходят по своим группам, а я жду группу 6-го ДД. И составляю их список и все то же по второму разу... Группа 6-го мне не понравилась: ребята там были и очень маленькие, они не могли освоить материал (писали медленно, а один из них вообще не умел писать!). Кстати, никто из ребят по двум детским домам не знает латинский алфавит, хоть говорят, что старательно изучают английский в школе. Хотя среди них были две способные девочки, которые очень старались, хотя приходили через урок.

Дети 72-го ДД были в более удобном положении, поскольку занятие проводилось в двух шагах от их группы, а детишкам из 6-го ДД надо было ехать на автобусе две остановки или идти пешком по холоду, а это непросто...

Занятие длится полтора часа, а затем лучшие из лучших играют на компе. После того, как они на 6-м занятии ознакомились с вордом и фотошопом, вместо игр они могли часами сидеть за редакторами, и это было хорошо, так как это – необходимые навыки и некоторый опыт. Именно тогда, после занятия, они задавали мне вопросы: «А как вставить в эту картинку текст?» или «А можно создать здесь фон из графического файла?» и т. д.

Так что освоение программ не вызывало у них трудностей вообще, но вот железо шло у них тяжело – термины им приходилось записывать в тетрадь, порты зарисовывать и конечно же запоминать многое...

Для более успешного усвоения материала я давал домашние задания по книге Фигурнова. Конечно, многие не делали вне урока ничего, но они либо были отсеяны до последнего занятия, либо не вошли в список лучших.

В книжке они могли прочесть дополнительную информацию о том, что их интересовало, а также это помогало экономить время на уроке. Фигурнов был куплен отцом задолго до этой поездки в Рыбинск и лежал в библиотеке детского дома и мне оставалось только выдать его.

Первые три занятия я только расскызывал, показывал и давал задания сделать что-либо на компьютере, затем, когда они разобрались в операционных системах, оболочках и программах и прошли все тесты по этим темам, я стал показывать, как разбирать и собирать системный блок, как вынимать материнскую плату, что и куда подсоединяется внутри системного блока, для чего нужны шлейфы и т. д. Рассказывая и показывая, я заставлял их зарисовывать, записывать и воспроизводить это в конце занятия.

Так прошло еще два занятия и настало сомое интересное, я дал задание по тому, что я рассказывал. Оно заключалось в том, что ребята должны были сложить системный блок из отдельных частей. Задание давалось так: каждые двое человек собирают компьтер из соединенных вместе деталек. В этом задании к материнской плате уже был присоединен жесткий диск и процессор. Со второго-третьего раза системный блок у каждой пары человек был собран правильно.

Следующее задание – разобрать все блоки до отдельных деталек. Оба задания были осложнены тем, что все компьютеры, которые там были (386 и 486), были с совершенно разными корпусами, материнскими платами, жесткими дискми, типами процессоров и принципиальным устройством (см. фотоотчет – примечание Германа).

Теперь, когда все компьютеры разобраны на части и представлют собой отдельные платы, дисководы, корпуса, блоки питания, настало самое интересное: каждый человек из группы должен был назвать любую деталь и рассказать, для чего она нужна. За это задание я поставил много плохих оценок, но в итоге все с ним справились.

До следующего задания, которое было проведено на предпоследнем уроке, добрался лишь основной состав группы. Задание заключалось в том, что каждый человек из группы складывал один компьютер, подбирая из кучек с деталями нужные для его типа компьютера. Очень сложное задание из-за выбора компонент. Из десяти похожих компонент он должен был выбрать ту, которая по его мнению подходит. Закончив задание, каждый индивид мог сам сложить системный блок из компонент без трудностей, что и требовалось от него на экзамене.

Дело в том, что больше всего внимания я уделял обучению работе с железом, а не с софтом. Из софта трудности могли возникнуть только с операционными системами и оболочками. Ворд и прочие программы они могут освоить и сами, если вложить в них основные знания, так как это интересно. Железо более занудно и сложно, надо много учить, запоминать, а потом уже делать. Всем им больше всегда нравилось последнее. Вот почему и возникали проблемы с домашним заданием и называнием компонент. Толк от того, что просто складывают компы, маленький, если они в них не разбираются, а для того, чтобы проверить, разбираются они или нет, мне и приходилось их тестировать, задавать вопросы по деталям.

На экзамене им нужно было каждому сложить по компу, показать знание программ софта, а именно операционных систем, оболочек и Ворда.

Заключение:

За эти 8 ежедневных занятий по полтора часа я выполнил свою задачу по обучению группы 72-го детского дома работе с компьютером. Но на этом нельзя останавливаться. На последнем занятии я провел письменный опрос среди тех, кто остался в группе.

Этот опрос не имел прямого отношения к компьютерам, но имел большое практическое значение. Там были вопросы, направленные на то, чтобы выяснить, как можно усовершенствовать систему занятий в будущем и что для этого необходимо. Двадцать вопросов я диктовал и попросил их записать ответы. Все это, естественно, анонимно. Во-первых, я хотел выяснить, как можно добиться максимальных результатов обучения, во-вторых, увидеть свои ошибки преподавания компьютерной грамотности.

Здесь я приведу некоторые вопросы и самые частые ответы ребят:

  • Какое ваше личное мнение об этих занятиях?

    – Я думаю, что эти занятия классно.

  • Чему вы хотели научиться, когда записывались на эти занятия?

    – Я хотел научиться разбираться в компьютерах.

  • Научились ли вы этому?

    – Да.

  • Что бы вы хотели изменить в этих занятиях?

    – Я бы хотел, чтобы было больше компьютеров.

  • Что было интересного в занятиях?

    – Было интересно разбирать компьютеры и собирать, играть после занятий.

  • Имела ли значение ваша оценка?

    – Имела потому, что у кого хорошая оценка, тот будет играть на компьютерах, а у кого плохая не играет.

  • Хотели бы вы продолжить занятия?

    – Да, потому что понравилось.

  • Сколько времени должно длиться занятие?

    – 2 часа и играть 2 часа.

Интересно, что последний ответ совпал у всех. Большинство ответов у всех похожие. Исходя из этого, я смог сделать для себя некоторые выводы. Как вы видите, заинтересовать компьютерами детей достаточно легко и добиться результатов в этой области им будет легче, чем в других.

Некоторые воспитатели из 72-го детского дома говорили мне, что в будущем им это не пригодится, так как шансов поступить на престижную работу, где требуется компьютер, у этих детей мало. Я в этом с ними не согласен. Мне кажется, наоборот, что у них много будет хороших шансов поступить на работу, где требуется хорошее знание компьютера и устроиться в жизни, если они будут продолжать заниматься на компьтерах. Потому что в Рыбинске людей, хорошо знающих компьютер, очень мало и они нужны.

Для дальнейших занятий им в первую очередь требуются компьютеры, а потом и преподаватель, который доведет дело до победного конца. А самое главное уже есть – желание ребят заниматься дальше. Когда во время последней поездки в Рыбинск производилось награждение 9 человек, проявивших старание в занятиях, то многие, кто не ходил на занятия, позавидовали им и возможно в дальнейшем проявят активность в области освоения компьютеров. К сожалению, сегодня таких компьютеров в 72-м детском доме 5, но жизнь не стоит на месте...

Макс Годзи,
он же Кот Баюн.
 

Комментарий Германа:

Данная программа отработана Максом практически единолично. Идея, естественно, принадлежит мне. Мы ее обсудили, наметили цели и задачи, методы решения. Особое внимание уделили мотивации.

С этим (с мотивацией к обучению) Макс справился лучше меня, потому, что во-первых, он близок к своим ученикам по возрасту, а во-вторых, в своей гимназии он, по моему научению, записался на спецкурс психологии, который успешно проходит уже 1,5 года. Он об этом в отчете, к сожалению, ничего не написал.

В течение курса компьютерной грамотности, который он успешно провел, он отсеял половину учеников. Пять или шесть из 20 - 21 человек отсеялись сами, когда поняли, что это будет учеба, а не игра на компьютерах. Из оставшихся 15-ти шесть человек были отсеяны по проведенной игре «Слабое звено». Оставшиеся 9 учеников достигли реальных успехов.

Все это относится к группе 72-го детского дома. Группа, набранная из детского дома №6, до экзаменов не дошла, так как изначально ученики были набраны неправильно. Набором должна заниматься администрация детского дома.

Последнее: за реализацию данной программы Макс получил заработную плату, но не от Великой Мурландии, а из моего кармана, естественно.

 
« вернуться к оглавлению отчетов
 


ХОЧУ В КОМАНДУ

ХОЧУ ПОМОЧЬ